Развитие личности -
Дзен
|
Это случилось тогда, когда Такуан еще не был настоятелем храма Дайтокудзи. Неподалеку жил монах секты синего по имени Хасимото. Он был весьма красноречив и легко побеждал в споре других монахов. Хасимото очень гордился этим и часто ходил по окрестным храмам, приглашая всех состязаться с ним в искусстве диалога. Он получил хорошее образование, что было редкостью в его время. Всякий раз, когда он приходил, монахи делали вид, что куда-то спешат, или же давали ему деньги, чтобы он оставил их в покое. Однажды монахи, жившие в одном храме с Такуаном, собрались и принялись что-то оживленно обсуждать. Такуану это показалось странным, поэтому он подошел к ним и спросил — О чем вы говорите? — Мы говорим о монахе по имени Хасимото, — ответили монахи. — А, о Хасимото, об этом болтливом монахе! И в чем же дело с ним — Осе, вы уже его знаете? — удивились монахи. — Да, я встретил вчера его в доме Дзинбэя. — Он предлагал вам что-нибудь? — Он спросил: "Может быть сегодня?", но я не обратил на него внимания. На этом все и кончилось. — Так легко от него не отделяться. Он очень настойчив, — сказали монахи. — Что, он хочет встретиться со мной? — спросил Такуан. — Да, так и есть. Он говорит, что желает видеть вас и состязаться с вами в искусстве диалога. Он очень красноречив. Мы боимся, что вы потерпите поражение, и поэтому ищем возможность избавиться от него. — И это все? — спросил Такуан, смеясь. — Не стоит об этом думать. — В отличие от монахов он был вполне спокоен. — Вы действительно не против встретиться с ним? — Не беспокойтесь. Подождите, и вы все увидите. На следующий день Хасимото пришел в храм и монахи пропустили его к Такуану. Хасимото вошел к нему исполненный гордости, с высоко поднятой головой. — Добро пожаловать! — сказал Такуан и попросил Хасимото подойти к нему поближе. Когда Хасимото подошел вплотную, Такуан что-то шепнул ему на ухо, и Хасимото сразу же побледнел, словно от страха. Он оглянулся по сторонам и попятился. Затем, едва поклонившись Осе, он выскочил из комнаты и быстро убежал прочь. Осе все это показалось смешным, и его бока долго сотрясались от хохота. — Осё-сама, скажите, в чем дело? Почему он убежал? — спросили Такуана удивленные монахи. — Этот монах — всего лишь ребенок. Когда я шепнул ему: "Если ты победишь меня в диалоге, ты будешь иметь дело с моими сторонниками, которые спрятались с мечами в соседней комнате. Живым ты отсюда не выйдешь. Ну так что, будем состязаться?", он так испугался, что едва унес ноги. Очевидно, сам он не так хорош, как его язык, — и Осе снова засмеялся. Если в человеке нет смелости и решимости стоять до конца, он не выдержит в трудную минуту. |
|
Развитие личности -
Дзен
|
Тейко, воин, живший в Японии перед эрой Токугава, изучал ча-но-ю — чайный этикет у Сен-Но Рикун, учителя этого эстетического выражения спокойствия и удовлетворённости.
Воин-слуга Тейко по имени Като считал, что увлечение Тейко чайным этикетом является преступным пренебрежением к государственным делам, поэтому он решил убить Сен-Но Рикун.
Он прикинулся, что имеет какую-то просьбу к чайному мастеру, и был приглашён пить чай.
Мастер, который был очень искусен в своей области, с одного взгляда угадал намерение воина, поэтому он попросил Като оставить меч перед входом в комнату, объяснив, что ча-но-ю — олицетворение миролюбия.
Като не пожелал его слушать.
— Я — воин, — сказал он, — и всегда ношу свой меч с собою. Ча-но-ю или не ча-но-ю, а мой меч при мне.
— Хорошо, вноси свой меч и попробуй чаю, — согласился Сен-Но Рикун.
Чайник кипел на огне. Вдруг Сен-Но Рикун опрокинул его. Кипяток зашипел, комната наполнилась дымом и золой. Испуганный воин выбежал из комнаты. Чайный мастер извинился:
— Это моя вина. Вернись и попей чаю, а я почищу твой меч от золы и принесу тебе.
Воин понял, что не сможет убить чайного мастера, поэтому принял предложение. |
|
Развитие личности -
Дзен
|
Когда Банкей проводил свои недели в медитации, с разных концов Японии собирались ученики, чтобы учиться у него. Во время одного из таких собраний поймали ученика-воришку. Об этом сообщили Банкею и попросили его прогнать преступника.
Банкей не обратил на этот случай внимания. Позднее этого ученика снова поймали за таким же занятием, и снова Банкей не стал рассматривать дело. Это рассердило остальных учеников, и они написали прошение, в котором просили удалить воришку, в противном случае они покинут его в полном составе.
Когда Банкей прочёл прошение, он собрал всех и сказал:
— Вы — мудрые братья. Вы знаете, что хорошо, а что плохо. Вы можете идти, куда хотите, и учиться там. Но этот заблудший брат не может отличить хорошего от плохого. Кто же научит его, если не я? Он останется здесь, если даже вы все уйдёте.
Слёзы потекли по лицу воришки. Всё желание красть пропало. |
|
Развитие личности -
Дзен
|
Это история о детстве Такуана. В наши дни золотых рыбок можно купить на рынке очень дешево, но во времена Осе они были редкими и дорогими. Однажды летним днем, выполнив какое-то поручение своего наставника, молодой монах Такуан возвращался в монастырь и увидел, что у ворот храма остановился торговец золотыми рыбами. — Эй, мальчик, видишь этих красивых золотых рыбок? — обратился к нему торговец, — Эти золотые рыбки привезены из Нанбана (Португалии и Испании). Они очень редкие. — Неужели эти рыбки привезены из Нанбана? — не поверил Такуан. — Да, оттуда, — ответил торговец. Рыбки были очень привлекательны, и молодой монах засмотрелся на них, забыв о том, что возвращается в храм. В это время торговец, измаявшись на летней жаре, задремал в холодке. Мальчик долго смотрел на рыбок, а затем ему стало интересно, сколько их в сосуде. Он попытался сосчитать рыбок. Это было нелегко, потому что они постоянно плавали. Как он ни старался, ему не удавалось сосчитать рыбок, но он не сдавался. В конце концов он все-таки СМОГ их пересчитать. Оказалось, что всех рыбок в сосуде двести пятьдесят восемь. Проснувшись, торговец увидел, что молодой монах по-прежнему стоит рядом и смотрит на рыбок. — Монах, ты что, хочешь купить несколько золотых рыбок? — Да, хочу, но они слишком дорогие для меня. — Ты действительно хотел бы приобрести рыбок? Что ты будешь делать с ними? — поинтересовался торговец, покуривая трубку. — Выпущу их в пруд. — Прекрасная идея. В таком случае, если ты сможешь сосчитать, сколько рыбок плавает в этом сосуде, я тебе подарю их всех. Ну что, по рукам |
Подробнее...
|
|
Развитие личности -
Дзен
|
Настоятелем монастыря Кэннин был Мокурай — Безмолвный Гром. У него был любимец по имени Тое, которому было всего двенадцать лет. Тое видел, как другие ученики каждое утро и каждый вечер приходят к учителю за указаниями по сандзэн — индивидуальному наставлению, когда ученику задаётся коан, упражнение для остановки блужданий ума.
Тое тоже захотел себе сандзэн. «Подожди немного, — сказал Мокурай, — ты ещё слишком мал».
Но ребёнок так настаивал, что учитель, наконец, согласился.
Вечером в назначенный час маленький Тое пришел к Мокураю за сандзэн. Он сообщил о своём приходе ударом в гонг, не переступая порога, трижды почтительно поклонился и сел перед учителем, сохраняя вежливое молчание.
— Ты можешь слышать звук двух хлопающих ладоней, — сказал Мокурай. — Покажи мне, как звучит одна. Тое поклонился и ушёл в свою комнату размышлять над задачей.
Из окна слышалась музыка гейш. «Ага, нашел!» — воскликнул он.
На следующий вечер, когда учитель попросил его показать хлопок одной ладони, Тое стал играть музыку гейш. «Нет, нет, — сказал Мокурай, — не годится. Это вовсе не хлопок одной ладони. Ты ничего не понял».
Решив, что музыка может ему мешать, Тое перебрался жить в тихое место. Он медитирует снова. Что же может быть хлопком одной ладони? Вот он случайно слышит звук капающей воды. «Есть», — догадался Тое. Придя снова к учителю, он изобразил этот звук.
«Что? — спросил Мокурай. — Это же звук капающей воды, но не хлопок одной ладони. Попробуй ещё».
Напрасно Тое медитировал снова, стараясь расслышать звучанье одной ладони. Он слышал звук ветра, но и этот звук был отвергнут. Он слышал крик совы, но и это не подошло. И шелест саранчи также не был звучаньем одной ладони.
Больше десяти раз приходил Тое к Мокураю с разными звуками. Все они не годились. Почти целый год размышлял он о том, чем может быть звучанье одной ладони. Наконец Тое вошёл в настоящую медитацию и оказался за пределами всех звуков.
«Я больше уже не мог собирать звуки, — объяснял он потом, — и поэтому достиг беззвучного звука».
Тое постиг звучанье одной ладони. |
|
Развитие личности -
Дзен
|
Дзэнский студент пришёл к Банкею и пожаловался:
— Учитель, у меня неуправляемый характер. Как мне исправить его?
— У тебя что-то странное, — ответил Банкей. — Позволь мне посмотреть, что у тебя.
— Но я не могу показать его, — ответил ученик.
— А когда ты сможешь показать его? — спросил Банкей.
— Всё происходит неожиданно, — ответил студент.
— Тогда, — сделал вывод Банкей, — это не может быть твоим характером. Если бы это был твой настоящий характер, ты бы сразу мог показать его мне. Когда ты родился, у тебя его не было, и твои родители не давали его тебе. Подумай об этом. |
|
Развитие личности -
Дзен
|
Один человек изучал дзэн под руководством Бокудзю, которому был очень предан. Каждый раз, когда он приближался к нему, Бокудзю махал рукой, говоря:
— Не сейчас, не сейчас!
Однажды вечером он пришёл в отчаянье:
— Как это может произойти? У меня нет инструкции, чтобы привести себя к реализации. Мастер просто гонит меня, говоря: «Не сейчас». Что я могу сделать? Что я должен думать об этом?
Он продолжал в том же духе, думая, размышляя, медитируя, отчаянно, но упорно придерживаясь объекта своего исследования и рассматривая его со всевозможных точек зрения. Внезапно что-то вспыхнуло в его уме, и он сразу же осознал, понимая, чего хочет от него Мастер. На следующее утро он посетил Мастера. Увидя его, тот воскликнул:
— У тебя есть это сейчас, у тебя есть это сейчас! |
|
Развитие личности -
Дзен
|
Мастера спросили, испытывал ли он когда-нибудь разочарование оттого, что его усилия приносят меньше плодов, чем ему хотелось бы. В ответ Мастер рассказал историю об улитке, которая начала взбираться по вишневому дереву холодным, ветреным днём запоздалой весны.
Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на неё. Затем одни из них подлетел к ней и спросил:
— Эй, ты, разве не видишь — на этом дереве нет вишен?
Не прерывая своего пути, малютка ответила:
— Будут, когда я туда доберусь. |
|
Развитие личности -
Дзен
|
Одна молодая женщина заболела и была близка к смерти.
— О, я так сильно люблю тебя, — сказала она своему мужу. — Я так не хочу покидать тебя. Не смей жениться на другой женщине после моей смерти. Если ты это сделаешь, я вернусь к тебе призраком и буду постоянно мучить тебя.
Вскоре она умерла. В течение шести месяцев муж исполнял её последнее желание, а потом встретил другую женщину и полюбил её. Они решили пожениться. Немедленно после обручения к нему каждую ночь стал являться призрак, укоряя его за то, что он не сдержал слова. Призрак был очень умён и прекрасно осведомлён. Он точно пересказывал человеку, что происходило между ним и его возлюбленной. Если бывший муж делал своей невесте подарок, призрак подробно описывал его. Он даже повторял все их беседы и описывал подробности их встреч. Это так беспокоило человека, что он уже не мог спать. Кто-то посоветовал ему обратиться со своей бедой к дзэнскому Мастеру, жившему неподалёку от деревни. В отчаянии бедняга отправился к нему за помощью.
— Похоже на то, что твоя бывшая жена стала призраком и знает обо всём, что ты делаешь, — подытожил Мастер. — Что бы ты ни делал, ни говорил, что бы ни дарил своей любимой, она всё знает. Должно быть, это очень умный призрак. Ты должен восхищаться им. Вот мой совет: когда твоя жена-призрак появится в следующий раз, поторгуйся с ней. Скажи, что она знает о тебе так много, что тебе не удастся ничего скрыть от неё, и что если она ответит правильно на один-единственный твой вопрос, то ты обещаешь разорвать помолвку и навсегда остаться холостяком.
— Что же я должен спросить у неё? — сказал человек.
— Возьми полную горсть соевых бобов и попроси, чтобы она точно сказала, сколько бобов у тебя в руке. Если она не сможет ответить, то никогда больше не будет беспокоить тебя.
Вечером, когда призрак появился, человек приветливо встретил его и сказал, что призрак знает обо всём.
— Конечно, — ответил призрак. — И я знаю, что сегодня ты был у дзэнского Мастера.
— Если ты знаешь так много, — требовательно сказал человек, — то скажи мне, сколько бобов в этой руке?
Больше перед ним не появилось ни одного призрака, который бы ответил на этот вопрос. |
|
Развитие личности -
Дзен
|
Гадзан учил своих последователей:
«Те, кто выступают против убийства, и кто хочет сберечь жизнь всем сознательным существам, правы. Прекрасно защищать даже животных и насекомых. Но что делать с теми, кто разрушает благосостояние и экономику, кто убивает время? Мы не должны смотреть на них сквозь пальцы.
Тот же, кто проповедует, не будучи просветлённым, убивает Буддизм». |
|
Развитие личности -
Дзен
|
Тодзан пришёл к учителю Уммону. Уммон спросил его, откуда он пришел.
— Из деревни, — ответил Тодзан.
— А в каком монастыре ты был летом? — спросил Уммон.
— В монастыре Ходзи, что на южном берегу озера, — ответил Тодзан.
— Когда же ты его покинул? — спросил Уммон, удивляясь про себя, сколько же ещё Тодзан сможет так отвечать на вопросы.
— Двадцать пятого августа, — ответил Тодзан.
— Мне следовало бы отвесить тебе три удара палкой за такие ответы, но я тебя прощаю, — сказал Уммон.
На следующий день Тодзан поклонился Уммону и спросил:
— Вчера Вы мне простили три удара палкой, но я не пойму — за что?
Упрекая Тодзана за бездушные ответы, Уммон сказал:
— Ты ни на что не годен. Ты просто слоняешься из одного монастыря в другой!
Уммон ещё не кончил говорить, как Тодзан прозрел. |
|
Развитие личности -
Дзен
|
Сен-Но Рикун, чайный мастер, захотел повесить на столб корзину с цветами. Он попросил плотника помочь ему, указывая снизу, куда поместить корзину: немного повыше или пониже, немного вправо или влево, до тех пор, пока не нашёл, что она точно на месте.
— Вот теперь она точно на месте, — сказал наконец Сен-Но Рикун.
Плотник, чтобы испытать своего хозяина, отметил место, а затем притворился, что забыл, куда нужно поместить корзину.
— Сюда, а может, сюда? — спрашивал плотник, указывая различные места.
Но понятие пропорции у чайного мастера было таким точным, что он указал плотнику точно то же место. |
|
|